Познакомьтесь, дети. Это – ваш папа
Не однозначный фильм о семейных ценностях, в сюжете которого нет ничего определенного. Зрителю предоставлена свобода делать свои собственные, одному ему известные выводы. К сожалению, в наше время встречается все больше матерей-одиночек, семейные традиции стремительно теряют ценность. Никого не удивляет, если мать одна воспитывает двоих сыновей.
Спокойно жили два брата Андрей (Владимир Гарин) и Иван (Иван Добронравов) со своей мамой (Наталья Вдовина). И вот в один прекрасный день неизвестно откуда появляется отец (Константин Лавроненко), которого мальчики в последний раз видели больше десятилетия назад. Где он пропадал столько времени, зачем и на какой срок приехал, остается неизвестным до самого конца. А вот когда внезапно ниоткуда появляется почти незнакомый мужчина, которого дети не видели двенадцать лет, да еще и требует называть его “папой”, это, по меньшей мере, странно. Удастся ли блудному отцу вернуться в семью, смотрите в фильме Возвращение .
В целом, фильм абсолютно не нагружен подробностями, оставляя зрителю придумать их на свое усмотрение. Возможно, именно поэтому лента произвела такой фурор в мире кинематографии и заработала сотни положительных отзывов и рецензий.
На следующий день после приезда, отец зовет ребят поехать на рыбалку, поездка затягивается и превращается в трехдневное путешествие на речной остров. С первого взгляда складывается впечатление, что отец везет мальчиков в дальний поход с целью воспитать в них настоящих мужчин и привить им такие истинно мужские качества, как отвага, честность, ответственность, умение отвечать за свои слова. И это правильный поступок. Кто еще научит мальчиков, воспитываемых мамой и бабушкой, выталкивать машину из грязи, постоять за себя в схватке с уличными хулиганами и самостоятельно управлять лодкой с помощью весел. Роль матери в жизни детей, бесспорно, велика, но отцовский вклад порой важнее, тем более в воспитании мальчиков.
Очень яркий пример этому – эпизод вначале фильма, когда маленький Иван стоит перед выбором: прыгнуть с вышки в воду, как это уже сделали все его товарищи, или же просто спуститься вниз по лестнице. Беда в том, что Иван смертельно боится прыжка, но еще больше его страшит слава “труса и козла”, которую он неминуемо обретет, спустившись по ступенькам. Дилемма разрешается приходом матери, которая практически насильно снимает Ваню с вышки, пообещав, что никто больше не узнает, что он не совершил прыжка. Вот так излишняя материнская забота и мягкость говорит детям на уровне подсознания, что можно поступать не по чести, если никто не видит. Именно чести и твердости пытается научить сыновей папа. Но свой главный урок они усвоят, только когда случится трагедия…
Любопытен тот факт, что все, выше изложенное – лишь одна из возможных интерпретации картины Возвращение. Фильм не имеет четко прослеживающейся или навязываемой зрителю идеи. Сцены не перегружены деталями, как говорится, ничего лишнего, а диалоги просты и довольно односложны. Тем не менее, открывается широкий простор для фантазии и размышлений зрителя. Один из немногих современных лент, заставляющие невольно задуматься о жизни и ее поворотах.
Картина имела оглушительный успех – пять призов кинофестиваля в Венеции, премия “Европейское открытие года”, два “Золотых глобуса”, две “Ники” и ряд других престижных наград и номинаций. Сборы в десять раз превысили бюджет фильма.
26.05.2015 `