Обзор Sunless Sea

Обзор Sunless Sea

Не оглядываясь на вкусы варваров с континента и, тем более, на заокеанских янки, британская студия Failbetter Games, известная благодаря бесплатной текстовой адвенчуре Fallen London, беспрекословно следует национальной традиции и «делает все по-своему». Пока практически вся игровая индустрия сломя голову гонится за кинематографичностью и фотореализмом, английские снобы, наморщив лоб, отворачиваются ровно в обратную сторону, обращая свои взоры на классическую литературу. Формально относящийся к RPG, причудливый проект {parent-1380} – это щедрая дань уважения таким писателям как: Г.Ф. Лавкрафт, Джозеф Конрад, Терри Пратчетт, лорд Дансейни, Артур Мейчен, Жюль Верн и другим столпам приключенческого и фантастического жанров.

Сюжет отправляет нас в альтернативную историю, согласно которой в конце XIX века викторианский Лондон по глупости людской погрузился под землю – в самое сердце беспросветной тьмы, где под каменистыми сводами исполинской пещеры раскинулось подземное море, поверхность которого никогда не заблестит от прикосновения солнечных лучей. Бывшая столица некогда великой империи ныне является лишь крошечным островком на краю мрачных вод, кишащих гигантскими медузами, мегалодонами, крабами-людоедами, летучими мышами-вампирами и обезумевшими от страха и жажды наживы пиратами. Своеобразный эпиграф игры гласит примерно следующее – многие капитаны погибнут, но каждый последующий может оказаться успешней. Действительно, если вы собираетесь взяться за прохождение – готовьтесь посвятить {parent-1380} не малое количество времени и сил. Это не та игра, которая будет вести вас за ручку - она сожмет ее так, что послышится хруст костей.

Как в старые добрые времена, на игрока обрушивается тонны текста, не систематизированной информации и «ламповый» интерфейс прямиком из 90-ых. Поначалу, кажется, что разобраться со всем этим невозможно в принципе, но, к счастью, азы постигаются довольно быстро. Создание персонажа напрямую влияет не только на стиль игры, но и на, собственно говоря, ее цель. Смыслом жизни начинающего капитана могут быть, как поиски сведений о предках, так и тривиальное обогащение. Как таковой повествовательной сюжетной цепочки здесь нет, и игрок должен додумываться и находить более менее верный путь самостоятельно. В качестве первоначального транспортного средства выдается покрытая копотью и сажей ржавая посудина с кряхтящим двигателем и бортами, которые можно продырявить отверткой. Несколько подвыпивших морячков, полудохлый хорек и компаньон-дилетант с темным прошлым – вот наша бравая команда. В подобных обстоятельствах некоторые капитаны, наверное, выбросились бы за борт. Беспощадность к новичкам в {parent-1380} не знает предела, однако унывать не стоит.

Ассоциации с литературой, отмеченные во вступлении, отнюдь не надуманные. Геймплей примерно на 2/3 состоит из… чтения. Да, именно так. Почти все важные взаимодействия с виртуальным миром проходят в текстовом формате. Ищем ли мы помощи у больших шишек в Адмиралтействе, болтаем ли с проститутками в барах, сплетничаем со странными личностями или посещаем библиотеку – все подается через маленькие порции текста, написанные прекрасным, высокохудожественным стилем. Интересно, что из-за отсутствия детальных графических образов, особый акцент делается на описаниях природы, помещений, персонажей, предметов и создании общей атмосферы, что позволяет людям с богатой фантазией, как при чтении хорошей книги, по уши окунуться в выдуманный, волшебный мир.

То тут, то там игра подбрасывает возможность влиять или же просто реагировать на происходящие события, каждое из которых оставит свой положительный или отрицательный отпечаток на нашем прогрессе. Но бесконечно шататься по улицам Лондона невозможно. Собрав пожитки и получив смутное задание от Адмиралтейства по доставке некого отчета с некого острова, мы отдаем концы и отправляемся в плавание.

На данной стадии, игровой процесс становится чуть более динамичным. Мы, смотря на мир с верхней точки, в реальном времени управляем нашим убогим, надрывно пыхтящим судном, неспешно ползущим по водной глади в неизвестном направлении. Изначально карта виртуального мира полностью покрыта «туманом войны», из-за чего продвигаться приходится буквально на ощупь. Бортовой прожектор освещает лишь небольшой участок пространства перед кораблем, и при этом использовать его следует с предельной осторожностью. По нескольким причинам: во-первых, свет будет привлекать всех возможных морских гадов, во-вторых, зажженный луч жрет очень много топлива. Здесь важно перейти к следующему этапу наших страданий – недостатку ресурсов. Их всего три – это топливо, продовольствие и «градус ужаса» или, точнее, запас силы духа команды и капитана. Если с первыми двумя все ясно – наполните трюмы едой и припасами до отказа и дело в шляпе, то психическое состояние обычными средствами никак не отрегулировать. Чем дальше мы отдаляемся от родного Лондона, тем быстрее нарастает страх, тем более рьяно матросы цепляются за редкие источники света. Балансировать этими тремя ресурсами невероятно тяжело, но также невероятно интересно. Держать постоянно включенным прожектор все время нельзя, но выключать - тоже опасно. Подробно рассказывать о том, что произойдет, когда один из ресурсов иссякнет, думаю, излишне. Голодные подопечные станут поедать друг друга и облизываться при виде капитана, без топлива ваш корабль превратится в недвижимое корыто посреди пугающей черноты, а уж если всех охватит безумие, то последствия… скажем так, они будут чрезвычайно печальными.

В критической ситуации можно пойти на отчаянные меры и, например, принести в жертву моряка в надежде на милость одного из местных богов, но лучше до этого дело не доводить.

Дабы обезопасить себя от дефицита требуются деньги, а чтобы достать их, нужно идти на риски. Один из самых распространенных товаров в {parent-1380} - это информация. Люди, живущие в отчуждении в отдаленных частях подземного мира, грезят не о золоте и шелках, а о свежих новостях и сплетнях из столицы, в то время как пытливые пройдохи из крупных поселений, ищут ценные сведения о неизведанных местах. Вдруг какой-нибудь отшельник прячет в своем подвале несметные сокровища? Изучение местного лора через сбор всевозможных баек и историй из жизни разномастных персонажей, - одновременно одна из самых важных и приятных составляющих всей игры. И хотя квесты в основном сводятся к заданиям «найди-принеси-отдай», они не выбиваются из общей концепции и посему не вызывают раздражения.

Естественно, помимо всего прочего, мир игры наводнен различными артефактами, за нахождение которых заинтересованные персоны будут выкладывать круглые суммы, которые игрок волен тратить на ресурсы, апгрейд или же покупку нового корабля, наем бывалых «морских волков» и прочие радости. С течением времени перестаешь чувствовать беспомощным слепым котенком в сыром подвале, и гордо подняв голову, отдаешь приказы левому борту расстреливать очередной пиратский корабль. Но в пылу воодушевляющих мыслей легко забыться. Смерть всегда витает в воздухе, совсем рядом.

В случае гибели, история вашего капитана заканчивается, и игра начинается с самого начала. Повторяю – с самого начала. В зависимости от того, был ли ушедший капитан удачлив или нет, он может оставить после себя некоторые наследство своему приемнику. Не стоит себя обнадеживать – выбор ограничен и не богат. Наиболее адекватным на первых порах, является передача картографических ориентиров, так как снова оказываться перед сплошным «туманом войны», весьма печально. В данной особенности игры кроется и нечто положительное, и отрицательное. Конечно, хардкор с одной жизнью на все прохождение добавляет изрядное количество адреналина, превращая поиск спасительной единицы топлива или еды в настоящую гонку на выживание. Но с другой стороны, откровенная недружелюбность игры по отношению к новичкам, может отпугнуть многих. Разочарование настигает неизбежно, когда приходится снова и снова завершать одни и те же квесты, исследовать одни те же локации. Размеренный, «книжный» ритм только усугубляет ситуацию. Представьте, как если бы вы читали захватывающий роман, но ошибаясь в прочтении нескольких слов на 15-ой или 20-ой страницах, вынуждены были перечитывать все заново. 

Не особо вдохновляет и боевая система, которой, по сути, и нет. Враги атакуют лоб в лоб и на первых порах победить некоторых из них невозможно по умолчанию, в связи с отсутствием навыков у капитана и хрупкостью вашего корабля.

Преодолеть стартовый барьер очень тяжело, но {parent-1380} все-таки заставляет играть в себя. Работает некая магия, заключенная, прежде всего, в атмосфере, стиле и необычных персонажах. 

Визуально к игре особых претензий быть не может. Жанр наполовину текстовой RPG не предполагает буйства графики. В плане дизайна, художники справились со своей задачей без особых проблем, создав мощный контраст между темнотой и редкими источниками света на фоне темно-зеленого моря. Звуковая партитура минималистична и состоит главным образом из плеска волн. Музыка начинает играть в определенные моменты, вроде приближения к тому или иному месту на карте. На звание шедевра ни одна из композиций не тянет, но запоминается и, несмотря на частые повторения, не приедается.

А теперь о грустном. К превеликому сожалению, ироничный статус «игры не для всех», в случае с {parent-1380} приобретает серьезный оттенок. Небольшой инди-проект, конечно же, не был переведен на русский язык, поэтому те, кто прогуливал школу и университет или принципиально не желает изучать английский, остается ни с чем. Без хороших лингвистических познаний, уловить основную соль детища Failbetter Games попросту невозможно. Это все равно, что играть в Journey и {parent-1381} с закрытыми глазами и выключенным звуком.

***

Тем же, кто знаком с наречием Шекспира, настоятельно рекомендуем надеть строгий костюм, монокль, набить трубку из слоновой кости турецким табаком и обратить внимание на {parent-1380}. Это во многом уникальный для нашего времени проект, где на первый план выходит не графика и даже не геймплей, а сюжет и атмосфера, которые сверкают удивительным, гипнотизирующим блеском, словно неведомые драгоценности, поднятые со дна океана.

Автор - Shibito, редактирование - ACE

Игра пройдена на ПК.

 

23.04.2018 `
Похожие записи
© 2011 - 2024 Battle-fields.ru
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением администрации.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт battle-fields.ru обязательна.